Когда ТКР попадает в ремонт, всех в первую очередь интересует вопрос: "Почему?" и это действительно очень важно, так как если не установить причину выхода из строя ТКР, то отремонтированный или новый агрегат может выйти из строя даже в первые минуты работы. Иногда водители знают и называют причину (масляное голодание, перегрев, "сухой" пуск после ремонта и т.д.) иногда знают, но не говорят, а чаще всего обвиняют какие-то сверхъестественные силы. Однако разборка и внимательная дефектация ТКР, как правило, указывает на причину выхода его из строя.

1

Поврежденные лопасти колес, неравномерно выломанные лопасти и их рваные края говорят о попадании инородных тел. "Зализанные" торцы компрессорного колеса говорят о том, что пытались убедиться работает ли ТКР с помощью отвертки. "Зализанные" радиальные поверхности лопастей свидетельствуют об увеличенных зазорах в гидроподшипниках. Эти поломки однозначно требуют замены этих деталей.

2

Далее, ось турбины. Закоксованное или "залегшее" кольцо, а также обильное наличие кокса, сажи в области "неподвижной" опоры оси говорят об эксплуатации ТКР на изношенном двигателе, при этом также бывают затронуты лопасти турбинного и компрессорного колеса на малом радиусе. Наличие синевы на оси турбины говорит о ее перегреве. Приваренные втулки гидроподшипников или следы бронзы на оси говорят о "масленом голодании" ТКР (потеря масла, попадание частиц герметика в ТКР, слабое давление масла, "сухой" пуск ТКР) или об использовании масла, не предназначенного для двигателей с турбонаддувами. "Масляное голодание" иногда приводит даже к обрыву оси. Мелкие кольцевые риски на оси свидетельствуют о пользовании грязным маслом или раннем открытии бойпасного клапана на фильтре или его загрязненности. Гладкие и глубокие кольцевые канавки говорят о неправильном использовании средств типа ХАДО. Эксцентричный износ опорных мест на оси говорит о дисбалансе ротора, который тоже может привести к обрыву оси, иногда даже в двух местах.

3

Втулки гидроподшипников. Приваривание втулок к корпусу ТКР говорит либо о масляном голодании, либо о дисбалансе ротора иногда от дисбаланса втулка может даже разрушаться. Риски на внутренней и наружной поверхностях втулки, а так же "промоины" возле масляных отверстий характерны при работе двигателя на грязном масле.

4

Упорный подшипник.Радиальные риски в местах контакта с подвижной опорой с обеих сторон говорят о грязном масле. Следы бронзы на подвижной опоре и ее посинение говорят о масляном голодании. Увеличенный износ упорного подшипника со стороны турбины, а так же иногда касание компрессорного колеса на радиальной поверхности "холодной" улитки говорят о досгорании топлива в "горячей" улитке ТКР, забитом катализаторе или сажевого фильтра. При этом на поверхности цилиндрической части турбинного колеса видны оплавления края лопаток в виде мелких зазубрин. Неравномерный, эксцентричный, износ с залеганием уплотнительного кольца типичен при дисбалансе ротора. Локальное посинение подвижной опоры и разбитое отверстие в "блине" ТКР говорят о заклинивании уплотнительного кольца подвижной опоры.