turbina gТурбокомпрессор (ткр) - это отдельное устройство, которое принудительно нагнетает воздух в цилиндры двигателя, чем способствует улучшению очистки устройства и повышению качества рабочей смеси. С одной части ткр связан с выхлопной системой и приводится в движение энергией выхлопных газов двигателя, а вторая, с впускной системой. Существуют механические нагнетатели  нескольких типов: нагнетатель G-типа - G60 на автомобилях VW Corrado и Passat, нагнетатель Comprex на автомобилях Mazda 626, компрессор Ruts на автомобилях американского производства Buick и другие.

turbina sxemaТак же встречаются центробежные нагнетатели с механическим приводом. Но большинство автомобилей оснащаются турбонаддувами, использующими энергию выхлопных газов. Все современные автомобили оснащены системой турбонаддува которая позволяет повысить мощность двигателя на 20-35% при этом двигатель, оснащенный турбонаддувом, обладает более высоким крутящим моментом на средних и низких оборотах, что делает автомобиль более динамичным и экономичным при движении. Но при торможении двигателем автомобиль останавливается медленней, за счет пониженной степени сжатия в цилиндрах. Турбина начинает эффективно работать на дизельном авто 1200-2500 об/мин, на бензиновом 2800 - 3500 об/мин. Промежуток оборотов двигателя от холостых оборотов до "включения" турбины называется турбо-яма. Современные системы управления турбиной позволяют минимизировать эффект турбо-ямы. Показателем эффективности работы турбины является давление наддува, которое на дизельных двигателях обычно достигает до 0.8-1.6 бар, а на бензиновых от 0.6-1.0 бар.

Преимущества двигателя с турбокомпрессором: Соотношение "масса/мощность" у турбированного двигателя выше, чем у классического; Двигатель с турбиной менее громоздок, чем обычный той же мощности; Кривая крутящего момента двигателя с турбиной может быть лучше адаптирована к специфическим условиям эксплуатации. При этом, например, водитель тяжелого грузовика должен будет намного реже переключать передачи на горной дороге, и само вождение будет более мягким; Двигатель с турбиной почти невосприимчив к значительной перемене высоты, тогда как классический двигатель теряет мощность с её увеличением; Двигатель с турбиной улучшает сгорание топлива, он также способствует уменьшению токсичности отработавших газов; Двигатель с турбиной, работает более стабильно, чем классический аналог той же мощности, имея большую мощность и экономичность.

Turbokomp1. "Горячая" улитка турбокомпрессора.
2. Турбинное колесо.
3. "Холодная" улитка турбокомпрессора.
4. Компрессорное колесо.
5. Система подшипников
Vpysk

Впуск – при движении поршня вниз, воздух (в дизельном двигателе) или смесь топлива и воздуха (в бензиновом двигателе) проходит через открытый впускной клапан.
• Компрессия – происходит сжатие горючей массы.
• Расширение – смесь воздуха и топлива воспламеняется при помощи свечей (бензиновый двигатель), дизельное топливо впрыскивается под давлением и воспламенение происходит произвольно.
• Выпуск – при движении поршня вверх, выпускаются выхлопные газы

Нагнетаемый воздух проходит по патрубкам через интеркулер (внутренний охладитель воздуха) во впускной коллектор, попадая в камеру сгорания. Интеркулер служит для  охлаждения воздуха. Качество сгораемого топлива зависит от процентного содержания смеси топливо-воздух и определяет состояние выхлопных газов двигателя. Дизельный насос (ТНВД) имеет турбо корректор, который подает топливо относительно, поступаемого в камеру сгорания, воздуха. Такая же коррекция происходит и в инжекторных системах.

Правила эксплуатации турбокомпрессора
Турбокомпрессор работает в тяжелых условиях: высокая температура отработавших газов(до 1050С) и большая частота вращения вала(до 280.000об/мин). Масло, подаваемое в турбокомпрессор для смазки и охлаждения, забирается из масляной системы двигателя, необходимо, чтобы оно было всегда чистым и соответствовало требованиям, предъявляемым изготовителем двигателя. После запуска необходимо дать поработать двигателю в режиме холостых оборотов примерно 1 минуту. Это необходимо для того, чтобы давление масла в системе смазки поднялось до рабочего, и масло попало в подшипники турбокомпрессора. Перед выключением двигателя также следует дать ему поработать несколько минут(1-3) в режиме холостых оборотов для того, чтобы дать возможность деталям турбокомпрессора остыть.