Повреждения элементов турбокомпрессора, связанные с дефицитом (временным или постоянным) смазки.

Недостаток смазки вызывает повреждения элементов турбокомпрессора, схожие по внешним признакам с повреждениями, вызванными использованием моторного масла с химическими загрязнениями. Характеризуется изменением цвета вала и дистанционных втулок с серебристо-белого (обычного цвета для стали) на желтый, затем на иссиня-черный. Дальнейшая эксплуатация турбокомпрессора, испытывающего дефицит смазки, приведет к быстрому разрушению вала (вплоть до отрыва колеса турбины), радиальных и упорного подшипников и дистанционных втулок.

171819

Вероятными причинами дефицита смазки в турбокомпрессоре могут быть:

  • неисправности системы смазки двигателя (износ элементов масляного насоса, отказ или «подклинивание» редукционного клапана, засорение масляного фильтра и т.д.)
  • сильное загрязнение масляного поддона двигателя коксовыми отложениями, шлаком и другим мусором. В этой ситуации давление масла на холостых оборотах двигателя будет в норме, а при возрастании числа оборотов двигателя (то есть при увеличении производительности масляного насоса) маслоприемник блокируется мусором, давление масла в системе резко падает, наступает масляное голодание. При этом аварийный датчик давления масла может не срабатывать, минимальное давление в системе смазки будет присутствовать, но его явно не достаточно для нормальной работы турбокомпрессора на высоких оборотах.
  • снижение пропускной способности маслоподающей трубки турбокомпрессора по различным причинам (например, механическое повреждение трубки, закоксовывание трубки и т.д.)
  • снижение пропускной способности одного или нескольких масляных каналов самого турбокомпрессора по различным причинам. Например, в некоторых турбокомпрессорах в штуцера подачи масла устанавливают дополнительный масляный фильтр в виде мелкой сеточки в пластмассовом корпусе. Пластмасса со временем разрушается, то ли сама по себе, то ли от неаккуратной установки штуцера, пластмассовые обломки блокируют частично или полностью маслоподающие каналы турбокомпрессора. Такое же явление наблюдается при попадании в масляные каналы турбокомпрессора кокса из маслоподающей магистрали, если она при монтаже отремонтированного турбокомпрессора не заменяется на новую, или, как минимум, не очищается и не промывается перед монтажом.